Наименование
Проекта |
«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» |
Направление
Проекта |
Проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» реализуется на базе МКОУ СОШ № 1 Барабинского района Новосибирской области и направлен на разработку и создание условий для подготовки этапа перехода к инклюзивному обучению, а также создание условий организации инклюзивного образования в школе. |
Разработчики Проекта |
МКОУ СОШ № 1 Барабинского района Новосибирской области |
Участники проекта |
Дети и подростки с ограниченными возможностями, их здоровые сверстники, педагогический состав, администрация и персонал школы, родители. 25.10.2011 Протокол № 3 |
Цели Проекта
|
- Разработка и создание условий перехода к инклюзивному образованию в МКОУ СОШ № 1 Барабинского района путем выявления правовых, методических, психолого-педагогических проблем и информирования родителей и общественности, а также создание условий организации инклюзивного образования в школе.
- Улучшение образовательных результатов детей с особыми потребностями путем предоставления им равных возможностей и полноправного участия в образовательном процессе, которое в будущем приведет их к независимому существованию и экономической самодостаточности. |
Задачи |
1. Совершенствовать внутреннюю среду школы, создать безбарьерную среду.
2. Обеспечить образовательные программы технологиями инклюзивного образования.
3. Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
4. Обеспечить эффективность процессов адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения.
5. Создать систему развития толерантных отношений между учащимися, между работниками школы и учащимися, а также между школой, семьей и сообществом. Организовать для детей с ОВЗ принимающую и понимающую среду, способную подкреплять их социальное и познавательное развитие.
6. Включить родителей в процесс развития инклюзивного образования в школе.
7. Разработать систему мониторинга процессов развития инклюзивного образования в школе. |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Проекта |
- Наличие нормативно-правового, программно-методического обеспечения и кадрового ресурса.
- Наличие горячего питания обучающихся, соблюденных санитарно-гигиенического, теплового, светового и противопожарного режимов, правил техники безопасности.
- Наличие оборудования для логопедических и психологических занятий, слесарно-столярной мастерской, экологической комнаты и рекреации). Наличие заключенных договоров с бассейном СОШ № 3, спортивным оздоровительным комплексом г. Барабинска).
- Наличие системы взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, учреждениями дополнительного образования, дошкольными образовательными учреждениями №№ 1, 6.
- Наличие тьюторов и учителя-дефектолога. |
- Наличие пройденной курсовой подготовки у участников проекта по проблемам инклюзивного образования.
- Наличие программно-методических материалов для работы в разноуровневых инклюзивных образовательных средах.
- Участие педагогов и специалистов сопровождения в консультациях, тематических педагогических советах, семинарах, круглых столах, мастер-классах по реализации инклюзивного образования (на разных уровнях).
- Участие педагогов и специалистов сопровождения в сетевых сообществах учителей, работающих с детьми с ОВЗ в массовой школе. |
- Успешность овладения учащимися с ОВЗ рекомендованной образовательной программой.
- Отсутствие пропусков занятий у учащихся с ОВЗ без причины.
- Положительная динамика учащихся с ОВЗ в психическом развитии и обучаемости. |
- Учащиеся с ОВЗ активно и постоянно участвуют в совместной деятельности мероприятий общеобразовательного процесса (социально-значимых событиях, различных видах социальной деятельности, интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах), в то числе, в коллективных видах деятельности.
- Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья вовлечены в разнообразные кружки, секции в системе дополнительного образования.
- Наличие активной поведенческой установки у детей и подростков с ОВЗ на уверенное позиционирование себя в обществе. |
- Наличие функционирующих «Школы для педагогов» и «Школы для родителей» по подготовке к принятию детей с ограниченными возможностями.
- Наличие благоприятного психологического климата в школе (в коллективе учащихся и в коллективе педагогов)
- Наличие системы школьных мероприятий по формированию толерантных отношений (проведение информационных компаний, семинаров, тренингов, уроков доброты, участие в конкурсах в рамках Декады инвалидов и т.д.).
- Наличие доступной информации на сайте школы.
- Наличие систематических публикаций о реализации инклюзивного образования в школе в средствах массовой информации. |
- Адресный анализ родительского запроса.
- Наличие согласованного плана действий с родителями.
- Родители участвуют в оценке образовательных условий и принятии решений.
- Наличие регулярного контакта с семьей.
- Семьи активно участвуют в жизни школы
- Наличие тьюторов как главных контактных лиц для семьи.
- Наличие и ведение коррекционных дневников для дома и школы. |
- Наличие критериев определения степени инклюзивности школы, эффективности механизма взаимодействия участников инклюзивного пространства.
- Наличие критериев измерения особенностей развития ребенка с ОВЗ и формирования индивидуального образовательного маршрута по следующим показателям:
образовательный стандарт;
динамика развития учащихся. |
Сроки реализации Проекта |
2011-2018 годы |
Финансирование Проекта |
При реализации проекта используются средства государственной поддержки в рамках комплекса мер по модернизации общего образования в соответствии с Постановлением Правительства от 12.09.2011 № 405-п «О нормативах финансирования государственных образовательных учреждений Новосибирской области и муниципальных образовательных учреждений на территории Новосибирской области, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования». |
Конечный результат
|
Наличие условий для качественного и доступного образования, успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности детей с ОВЗ, максимально полное предоставление образовательных услуг детям в вариативных формах обучения по месту их жительства. |
Идеология проекта |
1. Создание целостной и вариативной системы образования детей с ОВЗ с преимущественной ориентацией на их инклюзивное обучение непосредственно по месту проживания с целью полноценной социализации и включения их в учебную, учебно-профессиональную, досуговую, общественную и трудовую деятельность.
2. Повышение качества и доступности предоставляемых образовательных услуг и позиционирование школы как ресурса для общеобразовательных учреждений Барабинского района, осуществляющих инклюзивное, индивидуальное и надомное обучение.
3. Создание вариативной системы оказания своевременной качественной и доступной (в том числе ранней) ППМС-помощи семье и детям с ограниченными возможностями и детям-инвалидам с усилением роли семейного воспитания и формированием толерантного отношения общества к лицам со специальными образовательными потребностями. |
Миссия школы |
Разнообразие включает каждого. |