Экспериментальная площадка

 

                       

  Отправить обращение в электронную приемную

Экспериментальная площадка

 

 

Тема экспериментальной площадки:

«Организация исследовательской деятельности как средство развития познавательной

 активности и экологической компетентности на базе экологического центра «Экос»

 

сайт  экспериментальной площадки  http://s_1.bar.edu54.ru/ekos

 

 

 

НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ

ПЛАН РАБОТЫ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА

 

Актуальность темы

 

        Актуальность темы обусловлена особенностями социальных, экологических процессов в мире, стране, городе и, соответственно, образовательном пространстве.

          Акцент переносится на  воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов.   Действительность требует воспитания в молодых людях активного отношения к проблемам окружающей среды и экологической компетентности. Формированию такой позиции наилучшим образом способствует именно практическая и исследовательская деятельность.

Объект эксперимента: экологическая образовательная среда.

Предмет эксперимента: организация исследовательской деятельности как условие развития познавательной активности и экологической компетентности.

За основу взяты следующие положения:

- Главным источником антропологического мыслительного процесса является наблюдение и самонаблюдение;

- Не нарушать исходного момента «Я Сам», открытия, удивления, узнавания «принятие мира как опыта свободы»;

- Познание всегда стремится к единству;

- От строгой регламентации, даостичный учитель: рецептивен и невмешателен.
Собственно они определили цели и задачи нашей экспериментальной работы.

Прогнозируемые результаты:

?      знание экологических проблем и опорных вопросов;

?      знание возможных стратегий деятельности и возможность их адекватно использовать для разрешения проблем;

?      вера, что его деятельность может изменить ситуацию;

?      готовность и умение предпринять необходимые действия;

?      опыт экологической деятельности.

 

Цель эксперимента: создание необходимых условий  для организации исследовательской деятельности, освоение учащимися основных правил, подходов по  организации научного  экологического эксперимента

Гипотеза эксперимента: пропедевтический подход, организация процесса воспитания и обучения приблизит процесс познания к Природе развивающегося, познающего человека. Позволит, что хотелось бы, сохранить естественную целесообразную мотивацию не только в школьные годы, но  и станет личностной основой будущего гражданина.

Задачи эксперимента:

-  внедрить программу курсов по организации исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение  основных правил и подходов к организации научного экологического эксперимента;

- интегрировать   содержание урочной и внеурочной деятельности на базе экологического центра «Экос»;

- соблюдать правила преемственности между школьниками I, II, III ступеней обучения;
- формировать творческое овладение методами деятельности;
- включить исследовательскую  деятельность как необходимый элемент пропедевтики;
- приобщать к самостоятельному отбору и  преобразованию информации, наработке нового знания;

- формировать коллектив педагогов и обучающихся - единомышленников, способных решать поставленные задачи;

- исследовать результаты.

База эксперимента:

- учащиеся I, II, III ступеней ( 1-4 ,5-7, 10-11 кл.);

   - педагоги-предметники, работающие в этих классах;
   - администрация;

- инновационная группа по внедрению эксперимента;
- психологическая служба;

- родители учащихся.

Материально-техническое обеспечение эксперимента:

- методические пособия и дополнительная литература;

- авторские разработки;

-экологическая лаборатория;

- интернет-ресурсы, информационно-технические средства.

Диагностический инструментарий:

- анкеты;

- психологические тесты;

- опросники;

- мониторинги;

- статистические данные.

Результаты проекта могут быть использованы:

- образовательным учреждением, осуществляющим деятельность в рамках эксперимента;
- учителями-предметниками;

- органами образования, курирующими вопросы научно-экспериментальной работы.

План реализации эксперимента:

I. Организационный 2008-2009 учебный год.

1. Задачи организационного характера:

- разработка концепции эксперимента, подготовка плана деятельности на учебный год. Разработка документации по М Э П;

- выбор классов, участвующих в эксперименте;

- организация взаимодействия в рамках экспериментальной работы с администрацией, педагогами и учащимися  школы;

- обеспечение необходимого уровня материально-технической оснащенности экспериментальной деятельности.

2. Задачи проектированного характера:

Наработка материала для организации учебно-исследовательской деятельности  экологического характера, предполагающей изучение природы своего региона и городской среды по отдельным направлениям эксперимента.

3. Задачи деятельностного характера:

- проведение рефлексивных заседаний совета по выявлению проблемных моментов в экспериментальной деятельности;

- диагностика результатов.

4. Задачи исследовательского характера:

- подготовка обобщенного отчета по первому этапу эксперимента.
 5. Задачи внедренческого характера:

- принять участие в системе семинаров, консультаций для экспериментаторов, обеспечивающих реализацию первого этапа эксперимента;

- разработать  методические рекомендации  по планированию исследований (таблицы, дневники);

- подготовить рефлексивную статью по итогам I этапа эксперимента;
- транслировать наработанный опыт.

2009-2010 учебный год – поисково-практический этап.

Второй год эксперимента.

1.      Задачи организационного характера:

- подбор новых  классов для реализации программы эксперимента;

- распределение обязанностей между участниками площадки по отслеживанию, обобщению и внедрению результатов второго этапа эксперимента;

- обеспечение необходимого уровня материально-технической оснащенности экспериментальной деятельности.

2. Задачи проектировочного характера:

- овладение методами создания пропедевтической образовательной среды.

3. Задачи деятельностного характера:

- проведение рефлексивных заседаний с учителями-участниками эксперимента по выявлению проблемных моментов в экспериментальной деятельности и поиску способов коррекции;

- создание групп по организации исследовательской деятельности на разных ступенях,  на основе скрининговых исследований;

- проведение круглого стола «Исследовательская деятельность учащихся как необходимый элемент пропедевтики» на базе школы по обмену опытом;

- трансляция наработанного опыта.

4. Задачи исследовательского характера:

- подготовка обобщенного отчета по второму этапу эксперимента.

5. Задачи внедренческого характера:

- организовать  систему семинаров, консультаций для экспериментаторов, обеспечивающих реализацию второго этапа эксперимента;

- разработать  методические рекомендации  по оформлению и представлению исследовательской работы, презентации в электронном виде;

- разместить материал на школьном сайте по итогам II  этапа эксперимента;
- транслировать наработанный опыт.

2010 --2011 учебный год – формирующе-обобщающий этап.

1. Задачи организационного характера:

- подбор новых классов для реализации программы эксперимента;
- распределение обязанностей между участниками площадки по отслеживанию, обобщению и внедрению результатов третьего этапа эксперимента;
- обеспечение необходимого уровня материально-технического оснащения эксперимента.

2. Задачи проектировочного характера:

- корректировка программ, элективных курсов по отдельным направлениям эксперимента;
- разработка содержания тематических семинаров третьего этапа;
- отработка системы контроля знаний учащихся в рамках реализации эксперимента с учетом использования индивидуальных шкал и «безотметочного» характера оценивания.

3. Задачи деятельностного характера:

- проведение рефлексивных заседаний с учителями-участниками эксперимента по выявлению проблемных моментов в экспериментальной деятельности и поиску способов коррекции;

- выявление в смешанных группах   учащихся с полиамидным способом восприятия информации;
- проведение конференции по представлению наиболее интересных работ учащихся, а также обсуждение результатов в ходе неформальной беседы (круглого стола);

- трансляция наработанного опыта.

4. Задачи исследовательского характера:

- подготовка обобщенного отчета по третьему этапу эксперимента.

5. Задачи внедренческого характера:

-обобщить опыт работы по организации исследовательской деятельности на базе экологического центра «Экос» (подготовка сборника материалов);

- разместить материал на школьном сайте по итогам III  этапа эксперимента.

Форма внедрения результатов эксперимента в практику работы:

- открытые мероприятия (мастер-классы, семинары, конференции по проблемам экологического образования);

- самоаудит, промежуточные и итоговые отчеты, рефлексивные статьи, методические рекомендации для учителей,  учеников;

- участие:

- обучающихся в дистанционных эколого-биологиеских олимпиадах, Всероссийских конкурсах и фестивалях творческих  исследовательских работ;

- инициативной группы в Международных научно-практических конференциях, Всероссийских фестивалях  «Портфолио», «Открытый урок», Всероссийском  конкурсе «Цифровые лаборатории в естественнонаучном образовании»;

- публикации статей в научно-методических журналах и сборниках, на сайте Всероссийского августовского Интернет-педсовета.

 

Итогом эксперимента будет подготовка учащихся, обладающих:

?      знанием экологических проблем и опорных вопросов;

?      знанием возможных стратегий деятельности и может их адекватно использовать для разрешения проблем;

?      верой, что его деятельность может изменить ситуацию;

?      готовностью и умением предпринять необходимые действия;

?      опытом экологической деятельности.

 

Алгоритм

 

разработки программ работы экологических лабораторий на базе экологического центра «Экос».

 

1.      Название программы.

2.      Пояснительная записка (с указанием целей, задач, выбранного направления, материально- технического обеспечения, планируемых результатов).

3.      Календарно – тематическое планирование.

4.      Разработка исследования по конкретной теме.

5.      Психологические исследования обучающихся.

 

 

Дата последнего обновления страницы 21.04.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения