Тема экспериментальной площадки:
«Организация исследовательской деятельности как средство развития познавательной
активности и экологической компетентности на базе экологического центра «Экос»
сайт экспериментальной площадки http://s_1.bar.edu54.ru/ekos
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ
ПЛАН РАБОТЫ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА
Актуальность темы
Актуальность темы обусловлена особенностями социальных, экологических процессов в мире, стране, городе и, соответственно, образовательном пространстве.
Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов. Действительность требует воспитания в молодых людях активного отношения к проблемам окружающей среды и экологической компетентности. Формированию такой позиции наилучшим образом способствует именно практическая и исследовательская деятельность.
Объект эксперимента: экологическая образовательная среда.
Предмет эксперимента: организация исследовательской деятельности как условие развития познавательной активности и экологической компетентности.
За основу взяты следующие положения:
- Главным источником антропологического мыслительного процесса является наблюдение и самонаблюдение;
- Не нарушать исходного момента «Я Сам», открытия, удивления, узнавания «принятие мира как опыта свободы»;
- Познание всегда стремится к единству;
- От строгой регламентации, даостичный учитель: рецептивен и невмешателен.
Собственно они определили цели и задачи нашей экспериментальной работы.
Прогнозируемые результаты:
? знание экологических проблем и опорных вопросов;
? знание возможных стратегий деятельности и возможность их адекватно использовать для разрешения проблем;
? вера, что его деятельность может изменить ситуацию;
? готовность и умение предпринять необходимые действия;
? опыт экологической деятельности.
Цель эксперимента: создание необходимых условий для организации исследовательской деятельности, освоение учащимися основных правил, подходов по организации научного экологического эксперимента
Гипотеза эксперимента: пропедевтический подход, организация процесса воспитания и обучения приблизит процесс познания к Природе развивающегося, познающего человека. Позволит, что хотелось бы, сохранить естественную целесообразную мотивацию не только в школьные годы, но и станет личностной основой будущего гражданина.
Задачи эксперимента:
- внедрить программу курсов по организации исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение основных правил и подходов к организации научного экологического эксперимента;
- интегрировать содержание урочной и внеурочной деятельности на базе экологического центра «Экос»;
- соблюдать правила преемственности между школьниками I, II, III ступеней обучения;
- формировать творческое овладение методами деятельности;
- включить исследовательскую деятельность как необходимый элемент пропедевтики;
- приобщать к самостоятельному отбору и преобразованию информации, наработке нового знания;
- формировать коллектив педагогов и обучающихся - единомышленников, способных решать поставленные задачи;
- исследовать результаты.
База эксперимента:
- учащиеся I, II, III ступеней ( 1-4 ,5-7, 10-11 кл.);
- педагоги-предметники, работающие в этих классах;
- администрация;
- инновационная группа по внедрению эксперимента;
- психологическая служба;
- родители учащихся.
Материально-техническое обеспечение эксперимента:
- методические пособия и дополнительная литература;
- авторские разработки;
-экологическая лаборатория;
- интернет-ресурсы, информационно-технические средства.
Диагностический инструментарий:
- анкеты;
- психологические тесты;
- опросники;
- мониторинги;
- статистические данные.
Результаты проекта могут быть использованы:
- образовательным учреждением, осуществляющим деятельность в рамках эксперимента;
- учителями-предметниками;
- органами образования, курирующими вопросы научно-экспериментальной работы.
План реализации эксперимента:
I. Организационный 2008-2009 учебный год.
1. Задачи организационного характера:
- разработка концепции эксперимента, подготовка плана деятельности на учебный год. Разработка документации по М Э П;
- выбор классов, участвующих в эксперименте;
- организация взаимодействия в рамках экспериментальной работы с администрацией, педагогами и учащимися школы;
- обеспечение необходимого уровня материально-технической оснащенности экспериментальной деятельности.
2. Задачи проектированного характера:
Наработка материала для организации учебно-исследовательской деятельности экологического характера, предполагающей изучение природы своего региона и городской среды по отдельным направлениям эксперимента.
3. Задачи деятельностного характера:
- проведение рефлексивных заседаний совета по выявлению проблемных моментов в экспериментальной деятельности;
- диагностика результатов.
4. Задачи исследовательского характера:
- подготовка обобщенного отчета по первому этапу эксперимента.
5. Задачи внедренческого характера:
- принять участие в системе семинаров, консультаций для экспериментаторов, обеспечивающих реализацию первого этапа эксперимента;
- разработать методические рекомендации по планированию исследований (таблицы, дневники);
- подготовить рефлексивную статью по итогам I этапа эксперимента;
- транслировать наработанный опыт.
2009-2010 учебный год – поисково-практический этап.
Второй год эксперимента.
1. Задачи организационного характера:
- подбор новых классов для реализации программы эксперимента;
- распределение обязанностей между участниками площадки по отслеживанию, обобщению и внедрению результатов второго этапа эксперимента;
- обеспечение необходимого уровня материально-технической оснащенности экспериментальной деятельности.
2. Задачи проектировочного характера:
- овладение методами создания пропедевтической образовательной среды.
3. Задачи деятельностного характера:
- проведение рефлексивных заседаний с учителями-участниками эксперимента по выявлению проблемных моментов в экспериментальной деятельности и поиску способов коррекции;
- создание групп по организации исследовательской деятельности на разных ступенях, на основе скрининговых исследований;
- проведение круглого стола «Исследовательская деятельность учащихся как необходимый элемент пропедевтики» на базе школы по обмену опытом;
- трансляция наработанного опыта.
4. Задачи исследовательского характера:
- подготовка обобщенного отчета по второму этапу эксперимента.
5. Задачи внедренческого характера:
- организовать систему семинаров, консультаций для экспериментаторов, обеспечивающих реализацию второго этапа эксперимента;
- разработать методические рекомендации по оформлению и представлению исследовательской работы, презентации в электронном виде;
- разместить материал на школьном сайте по итогам II этапа эксперимента;
- транслировать наработанный опыт.
2010 --2011 учебный год – формирующе-обобщающий этап.
1. Задачи организационного характера:
- подбор новых классов для реализации программы эксперимента;
- распределение обязанностей между участниками площадки по отслеживанию, обобщению и внедрению результатов третьего этапа эксперимента;
- обеспечение необходимого уровня материально-технического оснащения эксперимента.
2. Задачи проектировочного характера:
- корректировка программ, элективных курсов по отдельным направлениям эксперимента;
- разработка содержания тематических семинаров третьего этапа;
- отработка системы контроля знаний учащихся в рамках реализации эксперимента с учетом использования индивидуальных шкал и «безотметочного» характера оценивания.
3. Задачи деятельностного характера:
- проведение рефлексивных заседаний с учителями-участниками эксперимента по выявлению проблемных моментов в экспериментальной деятельности и поиску способов коррекции;
- выявление в смешанных группах учащихся с полиамидным способом восприятия информации;
- проведение конференции по представлению наиболее интересных работ учащихся, а также обсуждение результатов в ходе неформальной беседы (круглого стола);
- трансляция наработанного опыта.
4. Задачи исследовательского характера:
- подготовка обобщенного отчета по третьему этапу эксперимента.
5. Задачи внедренческого характера:
-обобщить опыт работы по организации исследовательской деятельности на базе экологического центра «Экос» (подготовка сборника материалов);
- разместить материал на школьном сайте по итогам III этапа эксперимента.
Форма внедрения результатов эксперимента в практику работы:
- открытые мероприятия (мастер-классы, семинары, конференции по проблемам экологического образования);
- самоаудит, промежуточные и итоговые отчеты, рефлексивные статьи, методические рекомендации для учителей, учеников;
- участие:
- обучающихся в дистанционных эколого-биологиеских олимпиадах, Всероссийских конкурсах и фестивалях творческих исследовательских работ;
- инициативной группы в Международных научно-практических конференциях, Всероссийских фестивалях «Портфолио», «Открытый урок», Всероссийском конкурсе «Цифровые лаборатории в естественнонаучном образовании»;
- публикации статей в научно-методических журналах и сборниках, на сайте Всероссийского августовского Интернет-педсовета.
Итогом эксперимента будет подготовка учащихся, обладающих:
? знанием экологических проблем и опорных вопросов;
? знанием возможных стратегий деятельности и может их адекватно использовать для разрешения проблем;
? верой, что его деятельность может изменить ситуацию;
? готовностью и умением предпринять необходимые действия;
? опытом экологической деятельности.
Алгоритм
разработки программ работы экологических лабораторий на базе экологического центра «Экос».
1. Название программы.
2. Пояснительная записка (с указанием целей, задач, выбранного направления, материально- технического обеспечения, планируемых результатов).
3. Календарно – тематическое планирование.
4. Разработка исследования по конкретной теме.
5. Психологические исследования обучающихся.